Среди неожиданностей, что подкинул 2020 год, вдруг затесалась приятная — правда, не для всех, а конкретно для корыстных нас: под его конец представители самых разных компаний как подорванные ринулись обмениваться деловыми подарками, явно стремясь извлечь пользу из не освоенного за год бюджета, — ведь выездным корпоративам и участию в зарубежных конференциях ушедший год поставил жирный ноль, а налаживать и укреплять связи как-то нужно!
Наш начальник объявил полундру и помогать разруливать такие заказы откомандировал даже маркетологов — в том числе Наташу Квитку, главу отдела международных брендов, что провела весь декабрь, напрямую общаясь с корпоративными клиентами, а этого маркетологам в дикой природе испытать почти не удается. Больше всего ее в итоге удивило, насколько часто в переписке с заказчиками всплывали вопросы, связанные с деловым этикетом — оказывается, успешность подарка клиенту или партнеру зависит от тонкостей политеса гораздо сильнее, чем нам привычно думать! Именно это — бизнес-этикет как ключ к успеху корпоративного подарка — и будет темой нынешней статьи.
Этикет корпоративного подарка: к тонкостям
Знания могут придать человеку вес, но только воспитание может придать ему блеск,
а людей видящих гораздо больше, чем способных взвесить.
Филип Честерфилд
Передаем слово Наташе: «Поизучав и поучаствовав в переписке между специалистами GiftBaskets.ru, берущими на себя отправку подарков с целью укрепления лояльности бренду, и представителями тех или иных компаний, я потихоньку составила целый перечень моментов, важность которых для меня предстала новостью:
- Политическая ситуация в регионе, куда отправляются подарки;
- Религиозные убеждения, причем как получателя, так и отправителя;
- Открытость информации об отправителе как таковой — «от кого подарок»;
- Случай, когда подарок произведен в той же стране, в какой проживает отправитель;
- Применение при создании и поставке подарка подходов, отличающихся экоустойчивостью и ответственным отношением к окружающей среде.
Это списком, а теперь о каждом подробнее.
И тут политика: как она может повлиять на выбор подарка и отношение получателя
Дано: заказчик-британец отправляет в США корпоративный подарок. Закавыка: в конце 2020 года между двумя странами, расположенными весьма себе далеко как от Северной Америки, так и от Западной Европы, вспыхнул военный конфликт. Какая, казалось бы, связь? А вот.
Получатель-американец происходил из семьи, некогда иммигрировавшей в США как раз из одной из этих воюющих стран — обозначим ее страной А. В подарочной же корзинке, выбранной заказчиком, содержалась некая сладость — причем даже не то чтобы сама она производилась в стране-противнике, то есть стране Б! Все еще сложнее: владелец марки, производящей данный продукт, сам находится в стране В — но этой самой стране Б он недавно выразил гласную поддержку. Заказчик, хорошо это зная, оказался готов на любые меры, лишь бы из корзинки эта сладость раздора была непременно исключена.
Признаюсь вам, тот факт, что одно чье-то заявление в пользу стороны конфликта оказалось достаточным, чтобы в корпоративной корзинке образовался продукт нон-грата, явился для меня откровением. Да, здесь мы имеем нестандартную ситуацию со множеством переменных, — но она наглядно показывает, что на впечатление, которое на партнера или коллегу может произвести подарок, может оказывать влияние и принадлежность к тому или иному политическому лагерю. Отсидеться в танке не получится: деловые отношения не сферические и пролегают не в вакууме, а среди текущих событий — и за ними нужно следить.
И тут оскорбление чувств верующих: вводим чуткость к религиозным убеждениям
Раннее утро — разгоряченный имейл от заказчика, которому срочно требуется заменить содержимое подарка: корзинка едет в Индию, а в ней, оказывается, вино. Чтоб вы понимали, там не во всяком штате развоз спиртного возможен в принципе — но мы же за этим следим, и разумеется, в означенном штате доставлять вино было можно! Загвоздка подкралась с другой стороны: употреблять алкоголь адресату запрещает его религия.
По счастью, проблему решили быстро и в очередной раз убедились, что подарок, сделанный со вдумчивым отношением к получателю, всякий раз оставляет лучшее впечатление, чем подобранный по принципу конвейера, пускай и очень дорогой.
И тут деанонимизация: компанию и фамилию отправителя будьте любезны открывать
«Открывать» от слова «открытка», и вот почему делать это в открытке обязательно: в прошедшие праздники у нас нашелся получатель, который не подписанный подарок отказался принимать вообще. Дело было в Японии, и заказчик-американец в открытке лишь выразил пожелание процветать и благодарность за сотрудничество, а кто он сам таков, указать забыл. А у фирмы получателя буквально в уставе было прописано: подарки от неизвестных контрагентов принимать воспрещается.
И такая фирма не одна-единственная: если фамилия и компания отправителя явно не указаны в открытке, во множестве случаев адресат такой подарок принять не сможет. Это происходит настолько часто, что наши спецы, проштудировав полученный от вас корпоративный заказ и наткнувшись на подарки без подписи в поздравительном тексте, привяжутся к вам и не отстанут, пока вы не подпишетесь — либо не укажете, что возможный отказ получателя от подарка лежит уже на вашей ответственности.
И тут патриоты: обращаем внимание на страну производства
Это близко к первому пункту о понимании политической обстановки, но страна производства того или иного продукта может нести значимость и более практическую: этой зимой нам встретился заказчик из Испании, который, заказывая корзинки во множество стран по всему миру, оговаривал, чтобы вино в них было непременно испанское, поскольку воспринимал его как способ поделиться с каждым из получателей местными, чисто испанскими оттенками вкуса.
Попробуйте и к собственным подаркам применить такой же подход: вдруг можно подобрать ту или иную марку или некий вид продукции, способный отозваться в душе конкретного получателя как-нибудь по-особенному — и увязать его именно с вами?
И тут «зеленые»: экоустойчивость — наше все
Как-то отдельно резонировало в минувшем пандемическом году слово «ответственность» — и к обмену подарками оно может применяться запросто. Пресловутая экоустойчивость — преходящая блажь или нечто, что получателей деловых подарков волнует совершенно искренне? Если компания-адресат расположена, например, в Германии, однозначно второе».
У GiftBaskets.ru в этом смысле все схвачено: мы ведь рассылаем подарки через развитую сеть местных представительств, а значит, каждая корзинка собирается и доставляется ровно в той стране, где ее получатель и находится. Следовательно, она не пересекает границ, не погружается в самолет и увеличению концентрации в атмосфере углекислого газа никак не способствует. К тому же, использование сети местных поставщиков автоматически означает поддержку малого и семейного бизнеса, который в карантинную пору рискует закрыться в первую очередь. Стараемся мы и включить возможность упаковать подарок в экологичные материалы — поэтому, если вы знаете о получателе, что на вопрос экоустойчивости он обратит особое внимание, нам есть что предъявить.
Кстати о «предъявить»:
- Мы столько говорили о корпоративных подарках — пора наконец на них посмотреть! Доставим всюду.
- Если у вас особая ситуация, — например, получателей много, и пока не известно, кто что предпочитает, — у нас есть целый ряд готовых решений.
- Наконец, не устаем нахваливать своего помощника по подбору бизнес-подарков — вбейте в него основные вводные, а он вам сам рассчитает удачные варианты.
Полиглот и путешественник, бороздящий планету вместе с любимым двортерьером по кличке Спайк. В особенности любит гастротуризм и сам по себе тоже увлечен кулинарией. Такой себе уютный непоседа. Но уютный. Но непоседа.