А что же Мексика — далекая и многоукладная, обладающая богатейшей культурой и потому наверняка коварно своеобразная? Как преподнести мексиканцу подарок и на какую реакцию рассчитывать; что готовить к тем или иным праздничным поводам — а к каким поводам здесь не ожидают подарков вообще; каков рецепт идеальной подарочной корзины; наконец, придают ли мексиканцы то значение, какое придаем мы, подаркам как таковым?
Лариса Гейфнидер, наша коллега и редактор немецкоязычного блога-побратима, встретилась в Мехико с Юлией Благодарёвой — владелицей компании “Sweet Boxes”, производящей подарочные коробочки со сладостями, продуктовые и цветочные корзинки. Юлия рассказывает о построении в Мексике своего бизнеса, о наиболее широко отмечаемых в стране праздниках и о специфически мексиканском вкусе на подарки — как для родственников и друзей, так и для деловых партнеров.
Мексика — это про общение. И про стол со сладостями
Помни, что, за одним небольшим исключением, мир состоит из других.
Оливер Уэнделл Холмс-старший
Юля, расскажи, как зародилась компания “Sweet Boxes”? Откуда пришла идея?
Готовясь к переезду в Мексику, я понимала, что в статусе туриста мне будет сложно найти официальную работу — поэтому я задумалась, чем бы я могла и хотела там заниматься. Сколько себя помню, меня всегда увлекало цветоводство и флористика, и переезд в новую страну дал мне возможность эти мечты реализовать.
Тогда, три года назад, только зарождалась тенденция дарить цветы в шляпных коробках; это было ново, красиво, эргономично и удобно как для компании — в плане транспортировки, — так и для получателя: не нужно возиться с обработкой букета и искать подходящую вазу. Для разнообразия я дополнила композиции печеньем макарон, которое идеально сочетается с цветами; так родилось название “Sweet Boxes”, где, помимо прямого перевода, в слово “sweet” я вложила и свои эмоции — не зря наш девиз: “Piensa afuera de la caja, abre tus sentimientos” («Раскрой свои чувства и рамки мышления»; игра слов с устойчивым выражением “think outside the box”, где “box” буквально — это коробка или коробочка).
Наша основа — цветы в шляпных коробках, а дополнение может быть любым: макароны, шоколадные конфеты, фрукты, ювелирные изделия, парфюм и т. д. Мы гибки и открыты к пожеланиям клиентов. Одним из самых запоминающихся заказов был подарок мужчине: клиентка просила голубые розы и галстук от известной мексиканской марки аксессуаров “Pineda Corvalin”. Для нас это был вызов — но результат превзошел ожидания, и за этим подарком последовало еще несколько заказов для мужчин от других клиентов — с голубыми розами и различным крепким алкоголем в качестве дополнения.
Скажи, сложно ли было начинать в Мексике цветочно-подарочный бизнес? С какими трудностями ты столкнулась?
Сложно: я не учла, что Мексика — довольно консервативная страна, которой для принятия модных западных течений нужно время. Здесь довольно сильное классовое деление, и прослойка широко мыслящих и гибких людей слишком мала — большинство между печеньем макарон и коробкой национальных сладостей скорее всего выберут последнее. Находились и такие, кто не понимал, что такое макарон и почему одна такая “galleta” («печенька») стоит как пакет печенья из ларька тети Лупиты. В своих композициях я делаю акцент на элегантности и минимализме, а мексиканцам ближе яркие краски и помпезность — мои работы казались им простыми и скучными.
Но сложнее всего было начать сам бизнес: мне потребовалось полгода, чтобы найти поставщика, который будет делать влагонепроницаемые шляпные коробки высокого качества — многие не понимали задачи и предлагали коробки из дешевого картона, больше подходившие для переезда; кто-то пытался сделать вручную, отчего страдало качество; а фабрики, которые брались за этот «странный» заказ, предлагали партии в 1000 штук минимум, что для начинающего бренда непомерно затратно. В конце концов я нашла поставщиков, отвечавших всем моим требованиям — конечно, не без помощи отзывчивых мексиканских друзей, которым я благодарна.
Мексиканцы в принципе любят дарить подарки и цветы? Что вообще любят дарить друг другу мексиканцы?
Культуры дарить цветы практически нет — за исключением двух дней в году: Дня влюбленных и Дня матери. Что касается подарков, я бы сказала, что подарки здесь не главное. В порядке вещей прийти на день рождения друга или бабушки без подарка — никто не обратит внимание, здесь это не принято; ведь для мексиканцев главное — общение, они ценят семью и дорожат друзьями, а праздник — лишь очередной повод собраться и весело провести время с самыми дорогими людьми, и подарки получаются вторичны.
Я замечала, что в качестве подарка имениннику часто приносят торт или другие сладости, либо же алкоголь. Одна из традиций — пригласить именинника в хороший ресторан на обед или ужин. Бывает, что и спустя две недели после торжества ты продолжаешь ходить по ресторанам, разделяя свою подарочную трапезу с многочисленными друзьями и родственниками. В Мексике культ еды — не зря я стараюсь разбавлять свои цветочные композиции чем-нибудь съедобным.
Одна из особенностей — все подарки дарят с возможностью возврата; при покупке не забудьте сказать кассиру, что это в подарок — и он выпишет так называемый «подарочный чек» без указания цены и с возможностью обмена и возврата. В деловой сфере принято дарить продуктовые корзины, крупные цветочные композиции в мексиканском стиле, дорогостоящий алкоголь и специальные книжные подарочные издания о традициях, истории или культуре страны.
На какие праздники у тебя заказов больше всего?
На дни рождения; на День святого Валентина, День матери и Рождество; на quinceañera — пятнадцатый день рождения девочек; на бейби-шауэры — вечеринки для будущих мам; а также на корпоративные мероприятия.
Так как профиль моей компании прежде всего связан с цветами, а цветы в Мексике — не самый популярный подарок, я бы выделила три праздника, когда мексиканцы активно заказывают именно цветы: День влюбленных, День матери и Рождество. На последнее заказывают украшения из натуральных материалов для центра праздничного стола, венки на дверь и продуктовые корзины в качестве корпоративного подарка — в этом случае вместо собственно корзины я предлагаю нашу стильную фирменную коробку и обязательно добавляю к продуктам композицию из еловых веток, шишек или традиционного рождественского цветка — пуансеттии.
Какие праздники в Мексике наиболее популярны и на какие больше всего дарят подарки?
Мексиканцы очень любят праздники и не упустят возможности собраться вместе. Начну с праздников, на которые принято дарить подарки, а именно:
- День влюбленных — 14 февраля. Дарят цветы, сладости, плюшевые игрушки и воздушные шары с соответствующей тематикой. Приглашение на романтический ужин также может служить подарком — не забываем о культе еды!
- День матери — 10 мая. Я бы выделила этот праздник особо, ведь, помимо еды, для мексиканцев нет ничего важнее семьи. День матери — очень важный день в году, на который принято дарить цветы и все, что может порадовать женщину: косметическую и парфюмерную продукцию, посещение спа-салона, украшения, одежду, сопутствующие аксессуары и т. д.
- Рождество — 25 декабря. Мексиканцы — народ глубоко верующий, уважающий и чтущий традиции. В сочельник собираются все родственники, многие приезжают из других штатов. Так как семьи очень большие, обычно организуют игру в «тайного Санту», в рамках которой дарят друг другу одежду, украшения, аксессуары и подарочные карты в торговые центры.
Также существуют важные праздники, на которые подарки не дарят — а именно:
- Пасха. Могут подарить шоколадное яйцо или кружку с шоколадными яйцами, но, как правило, недельные пасхальные каникулы — просто повод в очередной раз собраться всей многочисленной семьей и уехать отдыхать за город или на море.
- День независимости Мексики — 16 сентября. Это важная дата: мексиканцы глубоко патриотичны и каждый год проводят в центре города военный парад, где часть марширующих обязательно будет в национальных костюмах освободителей тех времен. А вечером все собираются на центральной площади или у телевизора послушать речь президента и символический звон колокола, с которого когда-то и началось восстание.
- День мертвых — 2 ноября. Это самый красочный и загадочный праздник, уже полюбившимся многим и за пределами Мексики. Если для иностранцев это просто яркое действо, то для мексиканцев это искренний повод почтить и вспомнить ушедших родственников. Они не грустят — здесь вообще особое отношение к смерти; они сооружают специальный алтарь и украшают его традиционными цветами, ставят на него фотографии ушедших близких, их любимую еду и напитки и устраивают ужин, на который, по преданию, явятся все родственники — покинувшие этот мир в том числе. Подарки на День мертвых не дарят, а вот украшение алтаря заказать могут. У меня был заказ на коробку для украшения алтаря, где я использовала традиционные цветы и макароны в форме черепа со вкусом традиционного хлеба мертвых.
Кроме того, ко мне обращаются с заказами по украшению таких мероприятий, как крестины, кинсеаньера — пятнадцатилетие девочки, бейби-шауэры и корпоративные праздники. Как правило, это цветочная композиция в центр каждого из столов, а также организация сладкого стола — еще одна особенность мексиканских банкетов.
Гурмэ-корзина по-мексикански — как она выглядит?
Гурмэ-корзина по-мексикански не обходится без крепкого алкоголя; с большой вероятностью это будут традиционная текила или виски, либо же вино, сидр или шампанское — последние два характерны для рождественских корзин. Из продуктов будут макаронные изделия или листы для приготовления лазаньи, а также готовые соусы для пасты или той же лазаньи; консервы типа анчоусов, оливок и мидий; соленые крекеры для закусок, вариации сладких джемов, карамелизированные орехи и семечки; обязательно будут вишня, персики или ананасы в сиропе; коробки с печеньем и шоколадные наборы. Из традиционных мексиканских сладостей корзину дополняют такие, как облеа, алегриас, ате, боррачитос, мостачонес, паланкетас и вариации с добавлением тамариндо.
Итак, Мексика скажет спасибо:
- За что-нибудь сладкое и алкогольное — если речь идет о дне рождения друга или родственника;
- За продуктовую корзину и, опять же, дорогое спиртное в качестве корпоративного подарка;
- За то, что статьей о ней вы поделитесь со всеми на свете и побудите всех на свете как подорванных отправлять в Мексику все, что мы упомянули выше.
Полиглот и путешественник, бороздящий планету вместе с любимым двортерьером по кличке Спайк. В особенности любит гастротуризм и сам по себе тоже увлечен кулинарией. Такой себе уютный непоседа. Но уютный. Но непоседа.