Этикет корпоративных подарков: как дарить не надо

Если опростоволоситься с презентом приятелю в большинстве случаев не так смертельно и чревато максимум неловко проведенным вечером, faux pas в сфере корпоративных подарков, особенно между представителями непохожих культур, подчас доводят до разлада в деловых отношениях — вплоть до полного прекращения сотрудничества.

Как дарить не надо: неразбериха с адресами. | Корпоративная рубрика блога GiftBaskets.ru.

«Мы решили быстренько отправить с полтысячи подарков нашей тысяче партнеров в двух тысячах разных стран — что может пойти не так?» Перечисляем, что именно, и приводим советы, как этого избежать.

Сперва буквально пару слов о том, какую роль деловые подарки могут сыграть, когда все идет хорошо. Уже доказано, к примеру, что они способны стать превосходным инструментом повышения среди клиентов лояльности бренду; действенно снижают текучку кадров, если преподносятся подчиненным; неплохо укрепляют деловые отношения между компаниями-партнерами; да и в целом, выводят отношения с получателем на новый уровень, кем бы он вам ни приходился. Чтобы вся эта сказка начала сбываться, советуют в первую очередь применять при подборе подарков личный (читай: не конвейерный) подход.

Тем более, что экономика все больше глобализуется, — тут мы америк не открыли, — и все чаще даже у малого бизнеса находится парочка деловых партнеров за рубежом. В том числе для таких ситуаций мы разработали ряд готовых решений, в рамках которых можем полностью взять на себя рассылку выбранных вами подарков во множество стран — в том числе с логотипом фирмы, разумеется.

От оптимизма — к реализму: можно ли набить на этом пути шишек? Как выясняется, запросто, даже если адресаты подарков дружно сидят через улицу от головного офиса. Перейдем наконец к тем аспектам — культурологическим и чисто логистическим, — игнорирование которых может поставить на отправке новогодних гостинцев разорительный крест.

Новогодняя рассылка корпоративных подарков: где разложены ловушки

Спешка плоха уже тем, что отнимает очень много времени.
Гилберт Честертон

Много где; их ровно столько же, сколько к хорошему деловому подарку требований: он обязан запомниться, прибыть вовремя и быть уместным как с позиции самого получателя, так и с точки зрения его страны и культуры. Начнем с «прибыть вовремя», то есть с логистики — в ней есть надежда хоть сколько-нибудь разобраться.

«Что могло пойти не так»: сама доставка

Точность — вежливость снайпера

Чрезвычайно важно, чтобы подарок, — доставляемый хоть за рубеж, хоть в пределах одной страны, — прибыл точно в день, который вы первоначально выбрали, а лучше — еще и заранее оговорили с тем клиентом, партнером или работником, которому он предназначался. В темных глубинах декабря и в обычный-то год много кто начинает потихоньку закрываться за забором, а уж когда объявляется режим карантина, курьерская и почтовая доставка, особенно через границы, замедляются и осложняются втройне.

Представьте себе: у партнера корпоратив, вы ему отправляете наборы всякий поздравительной сувенирки, а прибывают они через две недели! Понятно, как это будет воспринято: тот самый случай, когда подарок может отрицательно сказаться на деловых отношениях в целом. То же относится к подаркам для клиентов: придут с опозданием — «вот такие, значит, они профессионалы».

Соединяем первый абзац со вторым — и получаем совет: чтобы подарки примчались в нужный день, в пандемический год следует подступаться к их рассылке гораздо раньше, чем в обычный. Даже если подарки новогодние или рождественские, когда речь заходит именно о международной доставке, лучше всего начинать справляться о ценах на перевозку и определяться с выбором уже с начала ноября, а то и в конце октября.

Моя таможня меня бережет

Новогодние подарки — дело такое: в их состав запросто может входить алкоголь и всякие деликатесы, в том числе пресловутая «запрещенка». Чем больше в вашем списке получателей фигурирует разных стран, тем больше у их таможенных служб будет собственных представлений о прекрасном. Даже если блюстители продуктового суверенитета не наложат на ввоз некоторых компонентов из подарочного набора прямой запрет, проваляться на досмотре он способен довольно долго — можете представить, что произойдет, к примеру, с букетом цветов.

Этот букет, конечно, можно попробовать самостоятельно заказать у местного флориста, чтобы курьер доставил его точно в день, когда растаможится основной подарок, — но откуда знать заранее, когда это будет? И теперь умножьте эту головную боль на число адресатов.

Ошибки при рассылке деловых подарков: задержка на таможне. | Корпоративная рубрика блога GiftBaskets.ru.

Впрочем, даже когда таможня пропускает и жучка, и паучка, и медведицу, скорая и благополучная доставка — отнюдь не данность. Рассказывает наш маркетолог Наташа Квитка: «Я сейчас живу в Канаде, и как-то мне потребовалось отправить коллеге в Восточную Европу гостинец. В посылку я решила запихнуть как можно больше всего канадского: мишутку в клетчатой рубашке, шоколадки с начинкой из „ледяного вина“ местного производства и, разумеется, щедрую порцию кленового сиропа. Сдала ценный груз на государственную почту и принялась отслеживать его судьбу в интернете. Так ведь шел он в итоге добрых три недели, и это еще до всякой пандемии! По прибытии бутылка с сиропом, понятное дело, давно разбилась, успев зато обляпать в сладкой жидкости все остальное содержимое. В общем, порадовала коллегу».

В этом месте вы наверняка ждете, что мы как сервис международной доставки примемся нахваливать самих себя — и ждете правильно: GiftBaskets.ru здесь выгоден хотя бы тем, что успел за десяток лет обзавестись в двух сотнях стран и территорий местными представительствами, в стенах которых подарок и будет собираться. Таким образом элемент таможни вообще устраняется: вино, цветы, шампанское и деликатесы нигде не проваландаются две недели, а домчатся до адресата за два-три рабочих дня.

«Километров пять вглубь города, а там налево»

В адресах главное — точность. Это вы знали и без нас, но представьте, насколько важна точность в предновогодний период, когда курьерским службам приходится развозить по сотне заказов в день. Чтобы ничего не пришлось переносить на следующий год, с вас полные адреса с правильными почтовыми индексами, а еще номера телефонов получателей, чтобы курьер имел возможность уточниться.

Другое дело, что в год, когда половина работников переведена «на удаленку», еще пойди разберись, кого где застать. Получается, что, помимо рабочего адреса, в ряде случаев вынь да положь еще и домашний. При перемножении на сотню получателей даже наведение справок может показаться делом вполне неподъемным.

В попытках как-то этому противостоять мы недавно ввели такую услугу, как организация сбора адресов (страница англоязычная и лежит на сайте нашего основного отделения GiftBasketsOverseas.com, но все общение — как с заказчиками, так и с получателями — спокойно может вестись по-русски). Суть услуги: с вас — электронные адреса получателей, а общение с ними и сбор адресов мы уже берем на себя. Таким образом:

  • экономятся деньги — заказывать подарки можно будет только на тех, кто согласится их принять;
  • экономится время — в многостраничную переписку вступаете не вы, а наши специалисты;
  • экономятся нервы — нам-то хорошо известно, какие именно подробности должны быть в адресе, чтобы доставка состоялась благополучно.

«Что могло пойти не так»: оскорбление чувств принимающих

Подарок вроде как должен приносить положительные эмоции, а если совсем повезет — даже и запомниться, но и первое, и второе просто устроить, только если неплохо знаешь человека лично. А теперь добавим к этому соображению тысячи километров, отделяющие отправителя от получателя, и разность культур, в которых они воспитывались, — да еще вычтем частое общение, ведь в деловых отношениях мы порой с контрагентом знакомы шапочно.

Ловушки новогодней рассылки: подарок не угодил. | Корпоративная рубрика блога GiftBaskets.ru.

Рецепт здесь один: подбирая подарок, попытайтесь провести о получателе какую-никакую исследовательскую работу. Постарайтесь выведать как его вкусы, так и возможные ограничения по здоровью — либо он может отказываться от каких-то продуктов по принципиальным или религиозным соображениям. Почитайте что-то и о стране его пребывания: что там принято и не принято, какие продукты не дарят вовсе, какие цвета — если шлем букет — служат для выражения благих пожеланий, допустимо ли преподносить спиртное.

С последним — поисковики в помощь, а вот со всем персональным мимо личного общения вы, конечно, не пройдете. Впрочем, если на это нет ни времени, ни ресурса, выход тоже имеется: среди готовых решений у нас есть такая услуга, как Gift-IQ, в рамках которой вы устанавливаете бюджет, а получатель выбирает себе подарок по вкусу сам. А можно, например, разослать подарочные сертификаты — когда стран много, а получателей еще больше, это тоже экономит силы.

Как не надо, вроде бы разобрались. Попробуем как надо:

Вне зависимости от того, с нами или без нас вы возьметесь за рассылку новогодних подарков, ни пуха!

Сотрудник маркетинговой команды GiftBaskets.ru, словоблуд и текстописец, искатель поводов для праздника и противник всеобщей скукотени. По случайному совпадению фотограф, заядлый путешественник и искатель приключений.

Оставьте комментарий